О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
13 эпичных технологических провалов – от Betamax до HD DVD
Приготовьтесь к прочувствованному повествованию о фиаско 3D-телевидения, о том, почему не взлетел Amazon Fire Phone – и о многих других неудачах.
С момента выхода первого номера журнала What Hi-Fi? в 1976 году мы рассказывали о бесчисленных технологических достижениях в мире Hi-Fi-аудиосистем и домашних развлечений.
Многие из них выдержали испытание временем – а некоторые, как, например, винил, и вовсе восстали из мертвых – но роковое сочетание ошибочных концепций, неудачного выбора времени или дорогостоящих войн форматов (или даже всех трех факторов) способствовало тому, что другие изобретения необратимо устарели.
Мы рассмотрим некоторые технологии, которые когда-то превозносили как будущее мира домашних развлечений – и утешимся тем, что ни одна из этих инноваций не претендует на медаль на следующей церемонии вручения премий журнала What Hi-Fi?
Amazon Fire Phone
2014 – 2015
Ах, этот позабытый Fire – злосчастное творение Джеффа Безоса, о существовании которого мало кто помнит. Он был анонсирован 18 июня 2014 года, по горячим следам популярного в 2013 году Kindle Fire HDX 7, и стал первым (и, как оказалось, единственным) выходом Amazon на рынок смартфонов Fire с поддержкой 3D.
Первые отзывы пользователей порицали Fire Phone за его стартовую цену ($299 за 64-гигабайтную модель с двухлетним контрактом и $749 – без него), оказавшуюся слишком высокой для большинства экономных поклонников Amazon, а также за унылый дизайн и излишне мудреные функции, такие как Dynamic Perspective, которая в лучшем случае отвлекала пользователя, а в худшем – была совершенно бесполезна. А поскольку Amazon не мог привлечь потребителя таким же широким спектром услуг и разнообразием приложений, как Apple, его экосистема также оказалась нежизнеспособной.
Спустя три недели после запуска Fire Phone газета Guardian провела подсчеты и сообщила: Amazon хранит стоическое молчание по поводу цифр продаж, но по факту было реализовано не более 35 000 экземпляров.
Компания Amazon погасила свой «Огонь» спустя всего год после его запуска, понеся убытки в размере 170 миллионов долларов. Впрочем, она пережила это огорчение и даже запустила своего главу Джеффа Безоса в космос.
3D-телевидение
2010 – 2017
Почему 3D-телевидение потерпело неудачу? Все ведь шло так хорошо: на выставке CES 2010 были представлены захватывающие предложения домашних 3D-телевизоров от известных брендов Sony и Panasonic, а мы все только что вернулись из кинотеатров после просмотра «Аватара» в великолепном трехмерном изображении. И теперь это можно будет организовать прямо дома? Грандиозно!
Увы, 3D-телевидение ненадолго покорило сердца зрителей. Хотя в 2012 году, по данным DisplaySearch, продажи 3D-телевизоров достигли пика в 41,5 миллионов штук, сочетание возросших издержек и неудачного выбора времени привело к значительному снижению сбыта уже с 2013 года. Разрешение 4K, которое могло бы значительно улучшить качество 3D-изображения при использовании пассивных очков, на тот момент находилось в зачаточном состоянии и еще не могло похвастаться разумной для широкого применения ценой. В то же время доступные активные очки были дорогими, не обладали совместимостью с устройствами конкурирующих брендов, требовали постоянной зарядки и часто были неудобными при ношении (а еще их могла сгрызть собака).
С начала 2017 года почти все 3D-телевизоры и сервисы стали растворяться в тумане вечности. Samsung не выпускает 3D-модели с 2015 года – их нет даже в самых дорогих флагманских линейках ТВ. Но концепция объемного изображения еще вполне держится на плаву. Например, вы можете посетить первый в мире 3D-планетарий с разрешением 10K, оснащенный двенадцатью топовыми SXRD-проекторами Sony и располагающийся на старой ракетной базе времен Второй мировой войны неподалеку от Кале.
8-дорожечная кассета (Stereo 8)
1965 – 1982
Первые устройства для записи на магнитную ленту появились еще в 1940 году, но они были громоздкими, сложными и дорогими. Попытки приспособить формат бобинной ленты к картриджам (для уменьшения сложности и уязвимости) начались почти сразу после того, как был усовершенствован стандарт катушечного магнитофона, и к 1965 году мощный консорциум в составе RCA, Ford, Ampex, Lear и других производителей представил 8-дорожечную кассету. Это была самая простая и долговечная конфигурация носителя с магнитной лентой на тот момент, и к тому же с самым длительным временем воспроизведения.
Автомобильная промышленность полюбила Stereo 8 – Bentley и Rolls Royce на протяжении многих лет устанавливали их в машины стандартной комплектации – и некоторое время казалось, что она может стать стандартом для дома, а не только удобством для автомобиля. Но компания Philips постоянно совершенствовала свои компакт-кассеты с момента их появления в 1962 году, и к началу семидесятых благодаря повышению качества звука и долговечности носителя этот более портативный вариант обошел 8-дорожечных конкурентов.
Betamax
1975 – 2002
Если из кончины Betamax и можно извлечь какой-либо урок, он будет звучать так: «никогда не пытайтесь предвосхитить поведение потребителей». Однако еще более важный урок – «не ввязывайтесь в затяжные и публичные войны форматов» – индустрия потребительской электроники, похоже, усвоить не в состоянии. Стандарт записи видеокассет Betamax от Sony – который в течение непродолжительного периода владел 100-процентной долей рынка, пока в следующем году не появился формат VHS от JVC – был повсеместно признан лучшим вариантом для домашней видеозаписи с точки зрения качества. Однако потребители хотели не столько «лучше», сколько «дешевле».
В связи с высокой популярностью более доступного формата VHS в Северной Америке (который также имел значительное преимущество перед Betamax по продолжительности записи) и соответствующей экономией за счет роста масштаба стоимость устройств для VHS в Европе оказалась более приемлемой, чем для Betamax. Компания Sony прочитала знаки судьбы еще в 1988 году, когда начала выпускать собственное оборудование стандарта VHS, но – что было демонстрацией либо высокого класса работы с клиентами, либо непробиваемого упрямства – продолжала производить аппараты Betamax до 2002 года, а кассеты – аж до 2015.
LaserDisc
1978 – 1996
Пусть LaserDisc и продержался недолго, зато ему можно поставить в заслугу то, что он проложил путь к глобальному успеху CD, DVD и Blu-ray – его концепции и технологии легли в основу всех последующих форматов оптических дисков. Разработанный в начале семидесятых компаниями Philips и MCA (последняя продавала его в Северной Америке под названием DiscoVision), этот формат впервые появился на полках магазинов в 1978 году, всего через пару лет после VHS. К 1980 году он был приобретен фирмой Pioneer, которая продвигала его как LaserDisc и LaserVision.
Никто не спорил с тем, что качество звука и изображения у LaserDisc было выше – каждый кадр содержал 440 горизонтальных линий по сравнению с 240 у VHS. Однако у него был принципиальный недостаток: этот формат был предназначен только для чтения, без возможности записи. Не менее важно и то, что сами диски имели 12 дюймов в диаметре – столько же, как долгоиграющие виниловые пластинки. Рядом с маленькими аккуратными кассетами VHS или Betamax они выглядели анахронизмом, и к рубежу веков все было кончено.
Video 2000
1979 – 1988
Формат Video 2000 (также известный как V2000, Video Compact Cassette или VCC) стал результатом сотрудничества компаний Philips и Grundig. Ему предназначалась роль конкурента для зарождающихся стандартов домашней видеозаписи, VHS и Betamax, но отсутствие броского и оригинального названия было не единственной причиной неудачи этой технологии.
V2000 был инновационным по сравнению с соперниками – в частности, по продолжительности записи на двухсторонние кассеты. Однако он появился уже после VHS и Betamax; нацеливался на рынок, настороженно относящийся к конкурирующим форматам; и к тому же вообще не продавался в Северной Америке. Для него не было выпущено портативных видеокамер – и, что оказалось решающим аргументом, не было и намека на то, что порноиндустрия заинтересована в V2000. Так что в результате он был снят с производства спустя годы после того, как аудитория успела напрочь о нем забыть.
DAT
1987 – 2005
С технологической точки зрения первая попытка Sony заменить вездесущую компакт-кассету в качестве основного носителя для записи увенчалась блестящим успехом. Однако во всех остальных отношениях цифровая аудиокассета проиграла конкуренту.
DAT-кассета была примерно вдвое меньше обычной компакт-кассеты, в ней использовалась магнитная лента 4-миллиметровой ширины для записи в цифровом виде без потерь, а разрешение составляло 16 бит/48 кГц – больше, чем у CD. Это привело к взрыву негодования всей музыкальной индустрии, а Американская ассоциация звукозаписывающих компаний угрожала создателям судебным иском.
Из-за капризов мировых денежных рынков DAT-системы оказались более дорогими, чем планировала Sony (почти 1000 долларов за плеер/рекордер – вдвое больше, чем изначально предполагалось), а потребители восприняли его, по меньшей мере, скептически. Благодаря высокому качеству воспроизведения формат DAT нашел применение в качестве профессионального носителя в студиях звукозаписи и на телевидении. Но на потребительский рынок он почти не оказал влияния, упустив момент.
CDi
1991 – 1998
Compact Disc Interactive был попыткой отважной компании Philips создать дисковую систему с большей гибкостью и функциональностью по сравнению с проигрывателями аудио-CD и игровыми консолями. На момент запуска ее цена составляла около 700 долларов, что было значительно дешевле современных ПК. Впрочем, она поставлялась без клавиатуры, монитора, жестких дисков и привода для флоппи-дисков.
Хотя система CDi была гораздо многограннее обычной игровой приставки – она могла воспроизводить аудио-, фото- и видеодиски, а также игры, и для нее было выпущено множество образовательных и справочных изданий в период, когда доступ в Интернет был распространен далеко не так широко, как сейчас – ей практически не удалось избавиться от общественного восприятия как игровой консоли.
Аудитория довольно быстро сочла этот формат неудачным. Несмотря на поддержку таких разных брендов, как Bang & Olufsen, Grundig и LG, недовольство качеством графики, управлением и, что самое досадное, стабильностью работы быстро положило конец краткой эпохе CDi.
DCC
1992 – 1996
Как заменить технологию, которая имела бешеный успех и достигла такого уровня повсеместной распространенности, на который вы не смели и надеяться? Если вы – Philips, а технология, о которой идет речь, – компакт-кассета, то ответ прост: нужно сделать то же самое, только (та-дам!) в цифровой форме. Совместное произведение компаний Philips и Matsushita, цифровая компакт-кассета визуально была очень похожа на аналоговую, которую была призвана вытеснить.
Аналоговые кассеты можно было воспроизводить на магнитофонах DCC; обратная совместимость позволяла владельцам музыкальных коллекций избежать лишних трат при переходе к цифровой записи. Но, поскольку DCC соперничала за долю рынка с MiniDisc (и, в меньшей степени, с DAT), покупатели не спешили. Когда пыль улеглась, оказалось, что DCC не хватило жизнестойкости, и в 1996 году Philips тихо прикрыла этот формат.
MiniDisc
1992 – 2013
Увидев, что планы по продвижению DAT в качестве доступной высокотехнологичной замены компакт-кассете были сорваны международными денежными рынками и противодействием индустрии, Sony произвела перегруппировку и в 1992 году выпустила MiniDisc. В эпоху, предшествовавшую появлению MP3, минидиск был футуристически миниатюрен (всего 68 x 72 x 5 мм) и при этом позволял записать те же 80 минут музыки, что и более крупный и менее мобильный CD-R. На протяжении некоторого времени он казался естественным преемником широко распространенной серии портативных кассетных плееров Sony Walkman.
Однако звукозаписывающие компании не проявили особого энтузиазма, продемонстрировав скепсис по отношению к предположительно более высокому качеству записи на MiniDisc (хотя по степени ажиотажа этот формат радикально уступал DAT). Каталог доступных альбомов был мал, возникло множество инициатив по защите авторских прав, а к 1998 году на рынке появились первые MP3-плееры. Даже предложенный компромисс между качеством звука и увеличенным временем записи (320 минут при минимально приемлемом уровне качества сжатого файла) не смог спасти MiniDisc.
Однако компания Sony славится упертостью в отношении своих форматов, и поставки MD-устройств прекратились только в 2013 году, несмотря на то, что еще с начала века минидиск был обречен.
SACD
1999 – 2007
Преисполненные гордости за успех совместно разработанного формата Compact Disc, Sony и Phillips снова объединили усилия, чтобы представить массовому покупателю аудиозаписи с высоким разрешением. Super Audio CD был физически идентичен CD, но выпуск контента существенно отставал (это просто необъяснимо, если учесть, что компания Sony была и остается владельцем огромного каталога CBS Records). И если у гибридных SACD PCM-слой мог считываться обычными CD-плеерами, то для топовых двухслойных SACD (емкостью 8,5 ГБ, вмещавших шесть дискретных аудиоканалов и записи, закодированные в DSD) требовался специальный плеер.
Несколько высококлассных проигрывателей Blu-ray по-прежнему способны воспроизводить такие аудиодиски; но после того, как в 2007 году было объявлено об отказе от поддержки SACD консолью PlayStation 3, формат фактически лишился будущего.
DVD-Audio
2000 – 2007
Как и SACD, формат DVD-Audio был призван вывести на рынок аудио высокого разрешения в привычном и удобном виде. И, подобно SACD, в определенной степени это ему удалось. Колоссальный по сравнению с компакт-дисками объем памяти DVD позволял записывать музыку в любой конфигурации – от 1.0 (моно) до многоканального звука 5.1. Моно- или стерео-информация могла кодироваться с параметрами 24 бит/192 кГц, и даже материал в 5.1 мог похвастаться разрешением 24 бит/96 кГц.
Но, несмотря на поддержку со стороны таких гигантов, как EMI, Universal и Warner Bros (а может быть, отчасти из-за слишком ограниченного списка выпущенных этими звукозаписывающими компаниями позиций в формате DVD-A), потребители отнеслись к нему неоднозначно. Возможно, люди устали от борьбы форматов с SACD; возможно, их не впечатлил выбор контента; а может быть, они просто не хотели в очередной раз покупать стопки своих любимых альбомов.
Какова бы ни была причина – при том, что к звуковым преимуществам формата претензий не было – с 2007 года ни один бренд не выпустил специализированный DVD-A плеер.
HD DVD
2006 – 2008
Индустрия потребительской электроники, похоже, наслаждается войной форматов – и HD DVD служит самым свежим примером ее стратегии, заключающейся в том, чтобы сделать потребителя последним звеном процесса исследований и разработок. После оглушительного успеха DVD очевидным следующим шагом стал цифровой многоцелевой диск повышенной четкости.
Разработанный совместно Toshiba и NEC, он использовал существующую инфраструктуру DVD и мог хранить в три раза больше информации, чем обычный DVD-диск (15 ГБ по сравнению с 4,7 ГБ у последнего). Поддержка аудиоформатов – 24 бит/192 кГц для двух каналов и 24 бит/96 кГц для восьми – впечатляла не меньше. Однако он был представлен в то же самое время, когда Sony с партнерами работали над форматом Blu-ray – который мог вмещать на диск до 50 ГБ.
Потребители стали свидетелями еще одной унизительной публичной драки, но решение Sony оснастить консоль PlayStation 3 2007 года приводом Blu-ray-дисков и ослабление поддержки со стороны крупных киностудий привели к тому, что эта драка была милосердно короткой.
Подготовлено по материалам издания "What Hi-Fi? What Hi-Fi? Sound & Vision", август 2021 г. www.whathifi.com