10 шагов: как не экономить на покупке кабелей. Наш ответ скептикам

Коллеги написали интересную и злободневную статью про взгляд на оправданную экономию при покупке кабелей для Hi-Fi/High End. Каждый имеет право на свое собственное мнение на эту щепетильную тему, поэтому ниже я представлю свое понимание того, как выбирать соединители.



Начнем с того, что экономия в Hi-Fi/High End бессмысленна по определению. Объясню. Если вы переживаете о тратах на хобби – проще всего сэкономить радикально и отказаться от увлечения. Вложения в образование, медицину априори будут куда более эффективными для вас. Разница в валютных курсах, о которой многие вспомнят, нивелируется банковскими вкладами в «твердых» деньгах; да чего там, банальный Rolex дорожает каждый год (в у. е.) и имеет ликвидность на порядок большую, чем любой коллекционный High End аппарат. Не говоря уже о процессе старения конденсаторов, высыхании подвесов динамиков и прочих прелестях. Так что, с этим разобрались: хобби, на то оно и хобби, что приносит искру в жизнь, без которой нельзя. И когда вы убеждены в том, что это вам действительно необходимо – выделяйте тот бюджет, который можете позволить. И уже не экономьте.

Теперь перейдем к самому интересному. Через мои руки прошла примерно пара сотен соединителей. От недорогих – до таких шедевров «кабелестроения», как Nordost Odin, Echole Omnia или SILTECH Ruby Double Crown. И включались они и в бюджетные, и в Ultra High End комплексы. Наблюдал инсталляцию на базе недорогих Acoustic Energy с кабельной обвязкой более дорогой, чем вся система, слушал Sonus Faber Stradivari с «лапшой» по 30 руб. за метр. Какие-то провода активировались на пару часов, с какими-то я жил по месяцу, а после начинал новые эксперименты. В общем, поле для живого изучения - очень богатое. Ниже – мои сугубо личные впечатления и 100% IMHO на тему, «как выбирать кабели».

1. Кабель – это пассивный компонент системы.

Факт есть факт – мы рассматриваем систему, как комплекс и связующие звенья этого комплекса оказывают влияние на тракт. Минимизация длин проводов, как и их максимизация – ущербный путь. Оптимальная длина при выборе – от двух метров. Влияние кабели вносят примерно такое же, как и пассивный предусилитель. Се ля ви.

2. Выделяйте на кабели примерно 15-20% от общего бюджета инсталляции. И не меньше.

Как только «под лупу» попадает система, в которой на провода выделено 3-5% общего бюджета, впечатление от нее смазывается. В звуке не хватает лоска, слитности, чувствуется, что компонентам что-то не дает дышать. Рассмотрение инсталляций, в которых на кабели потрачена половина бюджета, вызывает не менее странное впечатление. Примерно, как поедание торта с пачкой сахара вприкуску. Во всем нужен баланс – и по моему опыту он именно таков.

3. Очень дорогие кабели МОГУТ оказать влияние, сравнимое с заменой компонента. И это не шутка.

Это действительно так. Кабель за миллион рублей может преобразить вашу систему, включить «насос» воздуха, дать нужную твердость басу. Вот только для обычной системы это будет стрельба из пушек по воробьям – большего эффекта, зачастую, можно добиться, поменяв активный компонент. Прежде всего, акустику или усилитель. Но если мы говорим о High End инсталляции, для которой и предназначена эта продукция, все корректно. Коннект TAD Reference One с помощью Nodrost Odin и последующий переход на QED разрушает всю магию.

4. Самый важный кабель в системе – силовой.

По моему опыту, решающее влияние на звучание оказывают сетевые кабели. Причем происходит это даже при использовании серьезных систем фильтрации и стабилизации. Объяснений может быть много, от физики последнего метра до эзотерики, но факт есть факт. Если решили заняться кабельной обвязкой, начните с питания (проводка до розетки тоже важна, но ее влияние даже близко не сравнится с влиянием сетевого шнура). Это воздастся сторицей.

5. Следующий по важности кабель – акустический. Далее надо обращать внимание на межблочные кабели. И, в последнюю очередь, на цифровые.

Затем надо уделить внимание акустическим кабелям, потом межблочным, цифровым. После можно перейти к Ethernet и USB-проводам – они тоже влияют. В общем бюджете на кабели (который рассчитан по формуле выше) надо выделить примерно 40% на силовые кабели, еще 40% на аналоговые (акустический и межблочные); оставшиеся 20% пустить на цифровые.

6. Детали важны. Не пренебрегайте чисткой разъемов, подставками для соединителей и прочими штрихами.

Это смешная тема, но ей стоит уделить внимание, как бы поставить вишенку на торт. Даже закрытие неиспользуемых разъемов на технике затычками может сработать, не говоря уже о чистке разъемов. Экспериментируйте – но только тогда, когда сделано уже почти все.

7. Доверяйте массовым брендам, тем, что продают сотни тысяч аудиофильских кабелей в год.

Да, гениальный мастер (как Кондо) может и в начале своего пути сделать шедевр. Но на одного такого гуру найдется сто шарлатанов. Чтобы не попасть в ловушку, выбирайте из тех брендов, что имеют проверенную репутацию на рынке. AudioQuest, Nordost, Kimber: эти имена на слуху и на рынке уже много лет. Компании обладают фантастическими производственными мощностями и измерительными стендами. Вероятность ошибки с ними куда меньшая, недели чем при выборе «гаражной» команды. Технологии решают все.

8. Не стремитесь приукрасить систему. Все равно разочаруетесь.

Как только вас захватит отдельная деталь в звучании («искрящиеся высокие», «обалденный вокал»), включайте режим опасности. Такая красота очень эффектна по началу, но она, как правило, заведомо «кривая». И уже через месяц набьет вам оскомину, равно, как и продемонстрирует недостатки в других областях. Идеальный кабель тот, который дает непоколебимую слитность и мощь, после включения его в систему просто выдается больше музыкальной информации.

9. Прогревайте кабели, но не доводите ситуацию до абсурда.

Хороший звук слышно из коридора. Хороший компонент или кабель – слышно сразу. Слышно, но весь потенциал вы не оцените. Это тоже правило, обычно соединители требуют «притирки» после включения в тракт. Как правило, это занимает от 30-45 минут до нескольких часов. Если же речь идет о большем времени – стоит задуматься о том, что вы начнете скорее играть со своей памятью, нежели, чем оценивать влияние на звучание. Точно такое же отношение должно быть и к «слепым тестам». Если завязать людям глаза на сутки и попросить слушать каждый кабель из теста, как минимум три часа, можно собрать объективные результаты. Вот только проблема в том, что на подобное никто не согласится – а при ином раскладе получается «игра в наперстки».

10. Берите кабели под залог и слушайте сами. Только личные впечатления помогут сориентироваться в теме.

Обсуждайте вкус устриц с теми, кто их ел. Совсем не обязательно снять последние штаны и купить сверх-дорогой соединитель. Но, понять и оценить его влияние на вашу (именно вашу!) систему, понять точку отсчета – пожалуй, обязанность, любого аудиофила. Равно, как и сделать сравнение с бюджетными вариантами. Зачем толочь воду в ступе, искать черную кошку в темной комнате? Возьмите, послушайте, сделайте выводы. Поверьте, такой подход гораздо интереснее «бумажных» фокусов и разоблачений. Опыт – сын ошибок трудных, но можно научиться и на чужих ошибках, так что – сравнивайте. Только так можно расставить все точки над «i».

Стас Устенко


Подготовлено по материалам портала "Hi-Fi.ru", октябрь 2018 г. www.hi-fi.ru

Эту статью прочитали 13 963 раза
Статья входит в разделы:Полезные советы

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
7 апреля 2021, 16:21
Игорь (Гость)
А почему таких кабелей нет ни в одной студии? Там же в звуке разбираются.
7 апреля 2021, 17:05
Александр Анциферов (Аудиомания) Специалист по портативному Hi-Fi оборудованию
Игорь, добрый день!
К примеру, студия EastSide Sound Recording Studio использует кабели Nordost. С статьей можно ознакомиться тут.
Так же, Van Den Hul продал порядка 75км своего кабеля Flexicon клмпании SSL которая занимается разработкай ПРО оборудования. О чем на странице кабеля так же написано.
6 ноября 2020, 11:19
Вольдемар (Гость)
Конечно, всё зависит от состояния финансов. Можно и из золота кабель заказать, типа круто. Но факт тот, что на звук не влияет - однозначно. Я пробовал соединять HiFi и HiEnd компоненты тонким дешевым кроссировочным проводом - абсолютно никакой разницы. Причем слушатели не видели, какой кабель сзади, но все говорили, что звучит великолепно. Это как в фильме 12 стульев, когда Остап к Эллочке людоедке пришел и наклеил на коробку из дешевых советских папирос импортную наклейку, помните? Так и с проводами. Хотите, чтобы было красиво и есть деньги - пожалуйста. Бюджет поменьше - купи компоненты и сам спаяй, если руки не из ж..ы растут. Бюджет ограничен - даже не заморачивайтесь. Лучше эти деньги пустить на приобретение аппаратуры. А так в принципе, каждому своё.
3 мая 2019, 09:15
Игорь Васильевич (Клиент Аудиомании)
Автор прав на 200 % я лично прошел через это и по брендам прав на 200% сам остановился на кимбере 8тс разьемы аудогест межблочник кимбер Неро сетевые аудиогест
3 мая 2019, 10:48
Владимир Лобков (Аудиомания)
Игорь Васильевич, добрый день.
Это информационная статья из журнала. Авторы статьи скорее всего не смогут увидеть ваши вопросы и ответить на них.
12 января 2019, 20:07
Дмитрий Александрович (Клиент Аудиомании)
Посмеялся, спасибо
11 января 2019, 22:27
Сергей Е. (Гость)
Как моментально возбудились кабельные отрицалы! Для них подобные темы как красная тряпка на быка.
Надо больше подобных рассказов и статей, чтоб ни один кабельный отрицала себя споойно не чувствовал, а постоянно доказывал о невлиянии кабелей. Это же так забавно!
11 января 2019, 16:59
Александр (Клиент Аудиомании)
Я пытался сравнивать... Мне повезло, я не слышу разницы. Поэтому потрачу деньги на винил. Это гораздо интересней.
11 января 2019, 15:04
Павел (Клиент Аудиомании)
Сразу активизировались теоретики радиотехники, любители журнала Радиодело!
Прав автор статьи на 150% !!!!! Кабели заучат и влияют !
Если у человека есть конечно слух, желательно музыкальный!
11 января 2019, 14:01
Валерий (Гость)
соединители компонентов
Жаль что в спорах теряется истина. А в теме "шнурков", она проста (о чем в том числе и автор не имеет понятия, при всем уважении). Все дело в СТРУКТУРЕ проводника, в гармонии кристаллической решетки, проводимости. Именно поэтому, любой кабель "играет" сам по себе (да еще и как антенна, конденсатор). И когда вы в свою сетевую розетку с "никакими" контактами (да еще алюминиевым кабелем) втыкаете серебро от Ван Ден Хул, то сигнал, проходя через этот "кусок", буквально обретает нужную ФОРМУ. Сама кристаллическая решетка УПОРЯДОЧИВАЕТ сигнал, делает его правильным. И так, с любым кабелем. Неверно автор пишет и о цифровых кабелях - они имею еще большее значение для звука чем аналоговые. Точно, и проверено на 100 рядов. Лень писать здесь предметно, но в этой теме есть еще немало таких секретов что буквально ускользают от ушей не только обывателя, но и специалистов. Хотя бы взять тему предохранителей. Да и еще тому подобных "мелочей" что далеко не мелочи для звука.
16 декабря 2018, 13:38
SerAvl (Гость)
...в догонку....
я отношусь к той части аудитории,которая слушает музыку с начала 90-х годов прошлого века и прошёл путь от весьма посредственных кабелей до стоящего уровня кабелей... Что хочу сказать... Люди слушашие в своих сетапах кабеля 2000-х годов а тем паче 2010-х годов будут удивлены скорее всего кабелями из прошлого века... В то время была индустрия сначала делающая хорошую вещь и затем уже её продающую задорого... Ноне же прослеживается лбратное... Что-то делается из дорогого и дорого стоящее , однако плохо или посредственно звучащее... Ранее Музыка - Деньги ...сейчас Деньги - Музыка....ИМХО
13 декабря 2018, 10:33
Алексей Владимирович (Клиент Аудиомании)
На мой субъективный взгляд сами сетевые провода не играют никакой роли, лишь бы сечение было достаточным, система у меня выше средней, единственную разницу на ней услышал только от замены розеток в стене и от замены вилок на сетевом шнуре, причём эксперименту ради у знакомого на дорогом аудиофильском кабеле Nordost Heimdall менял вилки на самые обыкновенные из леруа-мерлен и получал по звуку тот же стоковый кабель, что в принципе легко объяснимо. С другой стороны думается не имеет никакого смысла покупать замену стоковому кабелю если стоят непонятно какие розетки и алюминиевая проводка в стенах.
11 декабря 2018, 19:13
Антон (Гость)
А ещё, давайте проследим весь путь прослушиваемой нами музыки. Для начала уберём электронную музыку, как она должна звучать - неизвестно. Рок музыка, ок, хотя понятно, что в клубе, на стадионе и в студии звук будет разный у одной и той же гитары. Предположим мы слушаем классику- она в разных залах звучит по-разному. Ну тут хоть есть какие-то ориентиры.
Ок, предположим у нас классика, записанная в студии. Что у нас на пути от записи до прослушивания?: Микрофоны, провода, режиссёрский пульт, уши режиссёра (!), запись на носитель (везде провода-провода), потом сведение, монтаж, выпуск диска или закачка в интернет, потом ваш проигрыватель, цап, усилитель... и в этом месте, внимание (!) особая важность именно ваших проводов! ) Которые могут изменить всё звучание) Ну серьёзно ли это? )
12 декабря 2018, 11:46
Ирина Кербникова (Аудиомания)
Антон, здравствуйте! Обсуждать можно долго. Но есть очень простой вариант - прослушивание. Вы слышите разницу в звучании - оставляете кабель себе. Не слышите- возвращаете в магазин. Можно , конечно, сейчас тут написать , что это самовнушение. Может быть и так. Но если это самовнушение доставляет Вам удовольствие - почему нет?
11 января 2019, 14:34
Руслан (Гость)
"Но если это самовнушение доставляет Вам удовольствие - почему нет?" - очень потешные вы ребята :) То есть вы все таки признаете, что все это самовнушение? Что достоверно заявить есть разница или нет, нужно проводить слепые прослушивания. Думаете каждый будет заморачиваться с этим при каждом обновлении компонента? О какой объективности может идти речь? Неужели кто-то верит этой лапше? :)
11 января 2019, 14:37
Руслан (Гость)
Вся эта ваша "аудиофильская" тема с кабелями напоминает алхимию из темного средневековья: добавь лапку жабы, сдобри порошком из змей, размешай с глиной и съешь - излечишься от всех болезней! :))))
11 декабря 2018, 16:11
Антон (Гость)
Физический(в смысле науки физики) смысл проводов не объяснён. Предположим у меня сетевой кабель за 1000000 Евро. Куда я его втыкаю? В розетку. А проводка в квартире из провода за 10 руб. за метр. Где логика? ))) Тоже самое с интернет кабелем. Смотрите тесты на ютьюбе, где акустические провода замеряют приборами - сопротивление, ёмкость и.т.п. Нет никакой разницы на 2-3х метрах по приборам нет(!). Единственное верное замечание про хобби)
16 декабря 2018, 13:51
SerAvl (Гость)
...Антон, поверьте...за мульён Евро Вы имея такой кабель имеете за 100 мульёнов домик с комнатой прослушивания и с надлежащего уровня подводящей электосетью... так что подумайте над реальностью Вами написанного...)))
10 декабря 2018, 20:08
Mamuka (Гость)
кабели
"Самый важный кабель в системе – силовой." абсурд! или докажите физикои
10 декабря 2018, 21:44
SerAvl (Гость)
.... физикой....логикой...))... конечный потребитель - уши.... первоначальный источник это питание компонентов.... а уж затем сами компоненты и связки меж ними.... всё правильно автор написал... Ещё проводку с заземлением под окном ,правда,забыл упомянуть...))..ИМХО...
10 декабря 2018, 23:13
Виктор (Клиент Аудиомании)
Ну что вы начинаете... Ну какой физикой? У человека свое мнение, подкрепленное опытом. Меня отлично устраивают профессиональные микрофонные кабели. Кого то нет. Хотя систему в которой замена на неплохой в общем то кабель, что то разрушило, стоит наверное поменять.
11 января 2019, 18:49
Евгений (Гость)
Влияние сетевого кабеля по всей видимости обусловлено степенью ущербности сети. Ни я, ни мои коллеги (в том числе, торгующие "Хай-эндом") не зафиксировали статистически значимого влияния сетевого кабеля на звук системы (видимо, у нас всё в порядке с сетью). Определять степень влияния акустического или другого типа кабеля опять же следует исходя из особенностей конкретного сетапа. Категорически не согласен о незначительности влияния цифрового кабеля (так, услышав соединение АЕС/ЕБУ, перестал рассматривать как что-то интересное ЦАПы, использующие только оптику и коаксиал). Автор исходит из своего опыта, а я из своего.
30 ноября 2020, 00:09
Александр Павлович (Клиент Аудиомании)
Согласен. Кроме проводов по которым электричество приходит к розетке есть еще искажение синусоиды, индустриальные помехи, высокочастотные наводки. И что дорогой кабель все это исправит? По моему всю эту хрень (извините за мой французский) отрежет трансформатор и фильтры БП. ИМХО
Написать свой комментарий