О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
10 лучших саундтреков к фильмам для проверки качества системы
Фильмы, накрепко спаянные с музыкойПодбирая некоторое время назад список 10 лучших саундтреков, мы провели четкое различие между фильмами, музыка для которых была написана специально, и теми картинами, в которых использовались уже ранее изданные песни и инструментальные композиции.
Мы были убеждены в том, что обе эти категории заслуживают собственных отдельных топов. Подобно любовно собранной подборке песен, рожденной сердечной привязанностью на раннем этапе развития отношений, эти саундтреки являются такой же неотъемлемой частью фильмов, как и специально написанная музыка.
Мы выбрали десять любимых примеров из второй категории, многие из которых тотчас же запускают в голове кинопросмотр, стоит только услышать первые несколько тактов.
2001: Космическая одиссея
«Это не то послание, которое я когда-либо намеревался выразить в словах, – так режиссер Стэнли Кубрик в 1968 году заявил о своем научно-фантастическом творении. – Этот фильм представляет собой невербальное переживание». Музыка играет в нем важную роль, причем половина саундтрека звучит до первой и после последней фразы немногочисленных диалогов.
Только увидев готовый фильм, его композитор Алекс Норт, которого Кубрик нанял после совместной работы над фильмами «Спартак» и «Доктор Стрейнджлав», обнаружил, что ни одна из написанных им тем в итоге не прозвучала. На их месте оказались произведения Рихарда Штрауса, Дьердя Лигети, Арама Хачатуряна и Иоганна Штрауса-сына, которые режиссер изначально использовал в качестве ориентиров, а затем они приобрели самостоятельную значимость, став частью шедевра кинематографа.
На игле
Хотя действие романа Ирвина Уэлша происходит в мрачных закоулках Эдинбурга в период правления Маргарет Тэтчер, неожиданно оптимистичная киноверсия Дэнни Бойла представляет более сглаженный взгляд на Британию девяностых – в значительной мере благодаря саундтреку, ставшему не менее культовым, чем книга и фильм.
Помимо музыкантов, упомянутых в тексте романа Уэлша – таких как Лу Рид и Игги Поп (монолог Рентона «Выбери жизнь» под песню Игги Попа Lust For Life стал одной из самых мощных начальных сцен в британском кино) – Бойл собрал великолепную компанию самых ярких представителей бритпопа (Pulp, Sleeper, Blur) и танцевальной музыки (Bedrock, Leftfield и, конечно же, Underworld).
Группа Oasis отклонила просьбу об использовании их композиций, поскольку братья Галлахеры не хотели, чтобы их музыка ассоциировалась с фильмом о наблюдении за поездами.
Трудности перевода
«Это просто песни, которые я любила и часто слушала, – говорит автор сценария и режиссер фильма София Коппола, – а Брайан Ратцелл помог мне, создав миксы в стилистике дрим-попа для изображения атмосферы Токио».
Частично ответственный за возрождение шугейза в середине нулевых фильм содержал пять оригинальных песен Кевина Шилдса, включая сингл City Girl, а также открыл широкой публике композиции The Jesus and Mary Chain и группы Шилдса My Bloody Valentine.
Музыка в этом фильме – не просто аккомпанемент к действию; она играет основную роль и в качестве декорации, и в роли рассказчика истории. Центральным элементом в отношениях между главными героями в исполнении Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон стала сцена в караоке-баре, где они поют песни Brass In Pocket группы Pretenders, (What’s So Funny ‘Bout) Peace, Love, and Understanding и More Than This от Roxy Music.
Убить Билла, часть 1
Оставаясь в Токио, переходим к культовому боевику Квентина Тарантино. Выбрать всего одну позицию из фильмографии режиссера для нашего списка было непросто – «Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Джеки Браун» и многие другие вписались бы в него как родные – но именно здесь его фирменный эклектичный подход достиг вершины.
При этом ему всегда удается объединить разнородную музыку в целостную систему – а это непросто, если речь идет о таких непохожих музыкантах, как Нэнси Синатра, Айзек Хэйес, Джеймс Ласт, Куинси Джонс, Эннио Морриконе, Томоясу Хотэй и RZA.
Это Англия
Полуавтобиографический фильм Шейна Медоуза – это настоящий документ эпохи, предельно реалистично рассказывающий о формировании героя в банде скинхедов в английской глубинке восьмидесятых. Это чувствуется в беспощадной откровенности повествования, захватывающих импровизациях и высоком качестве саундтрека, накрепко укорененного в субкультуре.
В нем отчетливо заметно значительное влияние музыки Карибского региона в виде ска, рокстеди, реггей и музыки соул, а несколько композиций группы Toots & The Maytals сочетаются с песнями UK Subs, The Specials и Перси Следжа. Кроме того, фильм открыл для множества слушателей минималистичную фортепианную музыку современного итальянского композитора-неоклассика Людовико Эйнауди, пьесы которого (например, Dietro Casa и Fuori Dal Mondo) формируют сдержанные и отрезвляющие декорации к действию.
Крутой
Саундтрек Кертиса Мэйфилда к криминальной драме 1972 года из категории «блэксплойтейшен» по степени влиятельности не просто равен фильму, а значительно превосходит его. Вдохновленный сценарием Мэйфилд написал один из самых острых в социально-политическом плане альбомов в жанре фанк и соул, который провел четыре недели на вершине альбомного чарта.
«В 1971 году в самолете где-то между Нью-Йорком и Чикаго со сценарием будущего фильма на коленях мой отец едва успевал записывать музыку, приходящую в голову, – вспоминает сын Кертиса Мэйфилда, Тодд. – Отец сказал, что не стал выставлять главного героя в отрицательном свете. Он просто пытался выйти из дела. Его поступки не были благородными, но он зарабатывал деньги и был достаточно проницательным. И ему удалось выжить. Все это было просто частью реальной жизни».
Черная пантера
Саундтрек к марвеловскому блокбастеру Райана Куглера 2018 года состоит из двух компонентов: оригинальной музыки шведского композитора Людвига Йоранссона и композиций обладателя «Грэмми» рэпера Кендрика Ламара.
Йоранссона определенно нельзя упрекнуть в уклонении от его исследовательских обязанностей. После поездки в Африку для изучения народной музыки и участия в туре известного сенегальского музыканта Баабы Маала он дополнил оркестровыми аранжировками выступления Маала и других африканских исполнителей и записал их вместе с хором, поющим на языке коса.
Результатом стал отличный саундтрек – или два, поскольку работы Йоранссона и Ламара были изданы по отдельности помимо фильма – который кажется и хорошо знакомым, и вместе с тем непохожим на другие, не вызывая ощущения наигранности.
Фанатик
«Я не ожидал настолько точного воссоздания, – говорит Ник Хорнби об адаптации Стивеном Фрирзом его романа, действие которого происходит в магазине грампластинок. – Временами кажется, что это фильм, в котором Джон Кьюзак читает мою книгу».
Несмотря на то, что главный герой из англичанина стал американцем и «перебрался» из Лондона в Чикаго, уровень музыкального снобизма, воплощаемого Робом и его друзьями, ни на йоту не уменьшился. «В фильм включено 70 отрывков песен, но чтобы найти эти 70, нам пришлось прослушать где-то пару тысяч, – рассказывал Кьюзак после выпуска фильма 20 лет тому назад. – Мы максимально ориентировались на настроения Роба, Дика и Барри».
Как и для многих читателей этого обзора, в фильме найдется немало приятных минут для поклонников Velvet Underground, Kinks, Боба Дилана и других артистов подобного плана.
Славные парни
Музыка была одним из главных помощников в творческом процессе Мартина Скорсезе при создании этого фильма. Он использовал только песни, которые добавляли что-то к персонажу или сцене, а некоторые эпизоды даже снимались под ту самую музыку, которая должна была звучать в них в фильме.
Режиссер строго отбирал треки по критерию исторической достоверности, так что каждая звучащая в фильме композиция выпущена в период действия или ранее. Поэтому в эпизоде, где молодой Генри Хилл получает наказание за продажу сигарет, звучит песня Parlami d’amore Mariu в исполнении Джузеппе ди Стефано, а Layla (Piano Exit) группы Derek and The Dominos выступает фоном казни Томми.
Вероятно, это лучшее творение Скорсезе с точки зрения гармоничного сочетания музыки и изображения.
Круглосуточные тусовщики
Чтобы испортить такой проект, пришлось бы изрядно постараться. Биографический фильм Майкла Уинтерботтома 2002 года, посвященный истории компании звукозаписи Factory Records со Стивом Куганом в роли основателя компании Тони Уилсона, может похвастаться одним из самых потрясающих каталогов британской музыки.
История начинается со знаменитого выступления Sex Pistols в Зале свободной торговли в Манчестере, на котором присутствовали Тони Уилсон и практически каждый музыкант, организовавший свою группу в Северо-Западной Англии в семидесятых. Далее рассказывается о становлении площадки, в создании которой компания приняла непосредственное участие – и все это сопровождается музыкой Joy Division, New Order, Happy Mondays, The Durutti Column, A Certain Ratio, Buzzcocks и 808 State, среди прочих.
Мастерство Уинтерботтома в обращении с врученным ему огромным наследием позволило создать один из самых захватывающих музыкальных фильмов в истории.
Вся техника была протестирована в специальных комнатах "What Hi-Fi?"
https://www.whathifi.com/news/about-us
Подготовлено по материалам портала "What Hi-Fi?", май 2020 г.