О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2557Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
10 лучших песен длиной более 20 минут
Традиционная музыка следует неписаному правилу, в соответствии с которым золотая середина хронометража песни находится где-то на промежутке от трёх до пяти минут. Если трек короче, то слушатель не успеет достаточно глубоко погрузиться в него, а если он превышает пятиминутную отметку, то люди начнут терять концентрацию. Да и на радио такие песни попадают совсем редко.
После распространения экспериментальной музыки в 1960-х более длинные композиции стали обычным явлением, особенно для прогрессивных стилей. Такие группы, как Pink Floyd, Yes, Genesis и Led Zeppelin, могли растянуть свои джем-сейшны на целую сторону 12-дюймовой пластинки.
Нельзя точно сказать, возникали эти полноформатники из четырёх песен от лени музыкантов или от желания сделать акцент на приставке «прог» в своём стиле музыки, но можно утверждать, что эти творения стали важной частью эволюции музыки в целом. Да, бесконечные джемы Pink Floyd конца 60-х могут действовать как сильное снотворное, но нельзя отрицать красоту таких песен, как Echoes или Shine On You Crazy Diamond.
Понятно, что, если вы слушаете прог- или пост-рок, эмбиент или некоторые стили электронной музыки, то вы ожидаете треки километровой длины, но и во многих популярных жанрах песни продолжительностью более десяти минут не редкость. Это как с классическими фильмами: мы рады провести у экрана пару часов, наблюдая за захватывающим сюжетом. После трёх часов люди начинают ёрзать на своих местах.
Музыкальный аналог четырёхчасового блокбастера — двадцатиминутный трек. Сегодня мы исследуем некоторые из самых бесконечно бесконечных образцов различных жанров. Все нижеперечисленные композиции идут не менее 20 минут, одни чуть больше, другие могут составить конкуренцию режиссёрской версии «Властелина колец».
Aphex Twin (AFX) – 36 Shroommdot [miCro] [8th dimension transmission] (20:27)
За три десятилетия своего существования в качестве самого уважаемого новатора в электронной музыке Aphex Twin (настоящее имя Ричард Дэвид Джеймс) дотянулся до всех уголков звука. Подхватив знамя инновационных эмбиентных работ Брайана Ино, в 1992 году Ричард выпустил свой первый полноформатный альбом Selected Ambient Works 85-92.
С тех пор он перепробовал все виды электронных жанров и даже создал несколько сам. Песни Aphex Twin редко переходят рубеж в 10 минут (есть даже трек длиной в 13 секунд), но многие любят именно масштабные зловещие звуковые ландшафты, которые создаёт Ричард.
Godspeed You! Black Emperor – Storm (22:32)
В 1994 году в Монреале появились тяжеловесы пост-рока Godspeed You! Black Emperor. Подобно Pink Floyd, канадская группа имеет склонность к долгим, извилистым рок-одиссеям. В отличие от Pink Floyd, GY!BE любят обилие музыкантов и инструментов (на альбоме, о котором пойдёт речь, в составе группы два барабанщика и ещё 9 человек, включая даже двух горнистов), а также постапокалиптические монологи.
Легко понять, почему группа никогда не попадала в чарты. Если бы эти исследователи звука хотели популярности, они бы не стали создавать двойные альбомы, состоящие всего из четырёх песен. Lift Your Skinny Fists Like Antennas to Heaven 2000-го года считается чистейшим плодом алхимии группы, а Storm — величайшим моментом в их творчестве.
Pink Floyd – Echoes (23:33)
Как и многие из их современных исследователей космического рока, Pink Floyd любили растянуть удовольствие. Продолжительные джем-сейшны привели к некоторым из лучших музыкальных открытий группы, но иногда и усыпляли публику. Некоторые из эпических треков эпохи Ummagumma и Atom Heart Mother могли бы быть и покороче.
С другой стороны, некоторые из самых длинных треков Pink Floyd стали настоящим триумфом. Shine On You Crazy Diamond, Pts. 1-5, изюминка альбома Wish You Were Here, длится 13 минут и 29 секунд, но вы не считали эти минуты благодаря превосходному гитарному мастерству Дэвида Гилмора. Своеобразным протагонистом ей выступает Echoes продолжительностью чуть больше 23 минут: как главное блюдо, поданное после аперитива, которым выступает Shine On You Crazy Diamond, Pts. 1-5.
Kraftwerk – Autobahn (22:46)
Пока прог-рокеры прессовали виртуозность и претенциозность в усыпляющие 12-дюймовые дозы, немецкая группа Kraftwerk начала экспериментировать с синтезированными звуковыми ландшафтами. После серии авангардных экспериментов Kraftwerk сделали себе имя в 1974 году, выпустив Autobahn, их четвёртый студийный альбом, более ориентированный на массового слушателя.
42-минутный альбом состоит всего из четырёх композиций (если считать Kometenmelodie за один), а 22-минутный заглавный трек занимает всю первую сторону. Соответствуя своему названию, эпопея исследует открытую дорогу с модулированными частотами, изображающими звуки автомобилей, приближающихся, проезжающих мимо, а затем удаляющихся в вечность.
Mike Oldfield – Tubular Bells – Pt. 1 (26:01)
Легендарный английский композитор и мультиинструменталист Майк Олдфилд обрёл славу и богатство в возрасте всего 19 лет, выпустив свой дебютный альбом Tubular Bells в 1973 году. Первоначально альбом продавался плохо, так как Олдфилд был не особо известным исполнителем и его композиции не очень подходили для радиоэфира. Однако ситуация полностью изменилась, когда Уильям Фридкин выпустил экранизацию романа ужасов Уильяма Питера Блэтти «Изгоняющий дьявола».
Трек Tubular Bells Pt. 1 стал культовым саундтреком к фильму, снискавшему большую популярность у зрителя, и получившему даже парочку Оскаров (в том числе за лучший звук). Помимо зловещего фортепианного вступления, Олдфилд вплетает несколько фраз, в том числе более тяжёлые гитарные партии, чтобы вызвать у слушателя широкий диапазон эмоций. Получился, несомненно, один из самых эпических музыкальных эпиков.
Sonic Youth – The Diamond Sea – Album Version / Alternate Ending (25:51)
Считаете ли вы Sonic Youth прото-гранжем или нойз-роком, подобные жанры никогда не тяготели к особенно длинным композициям. Тем не менее, как любопытные исследователи, Тёрстон Мур, Ким Гордон и их друзья в 1990 году представили своим преданным поклонникам здоровенный трек как часть Washing Machine, их девятого студийного альбома.
The Diamond Sea — вот трек, о котором идёт речь. И хотя некоторые особенно внимательные фанаты Sonic Youth, могут утверждать, что он длится всего 19 минут и 17 секунд, обратим внимание, что у нас речь про версию Alternate Ending. На самом деле это была оригинальная версия, которую потом пришлось урезать по коммерческим соображениям.
Emerson, Lake & Palmer – ‘Karn Evil 9’ (29:37)
В начале 70-х Emerson, Lake & Palmer добавили свои имена в учебники истории рока наряду с Genesis, Yes и Rush. Как того требовал кодекс прогрессивного музыканта, они включали на свои пластинки множество продолжительных джем-сейшнов. Вместе с Китом Эмерсоном и Карлом Палмером выпускник King Crimson Грег Лейк стремился вывести новизну таких хитов, как 21st Century Schizoid Man, на новый уровень.
В одном из самых популярных альбомов среди фэнов, Brain Salad Surgery 1973 года, ELP проповедовали амбициозный рок, приправленный бесконечными гитарными и органными соло. А в конце этого творения нас ждёт Karn Evil 9 из четырёх частей общей продолжительностью почти полчаса.
The Orb – Blue Room (39:57)
В начале 90-х The Orb присоединились к волне новаторских продюсеров электронной музыки, наряду с Aphex Twin, Underworld и Autechre, чтобы продвигать предвзятые нормы музыки. Их дебют The Orb’s Adventures Beyond the Ultraworld вышел в 1991 году. Непрерывная прогрессивная композиция имитирует двухчасовое психоделическое путешествие. Поскольку релиз разбит на главы, которые существенно различаются между собой, мы не будем считать его одной композиций длиной 109 минут.
Вместо этого мы выбрали исторический трек Blue Room, который был выпущен в нескольких версиях с разной продолжительностью. Blue Room был выпущен в 1992 году и вошёл в историю как самый длинный сингл, который смог пробиться в UK Singles Chart. В 80-х существовало правило, которое не позволяло включать в чарт синглы длиной более 25 минут. Но потом Official Charts Company (тогда она называлась Chart Information Network) разрешила участвовать в общей борьбе «макси-синглам» длительностью до 40 минут, если они состоят из одной композиции. После этой новости The Orb, послушные правилам, выпустили Blue Room, который на целых 3 секунды короче максимально разрешённой продолжительности.
Spacemen 3 – ‘An Evening of Contemporary Sitar Music’ (44:20)
Spacemen 3, первая группа Джейсона Пирса из Spiritualized, были самопровозглашёнными психонавтами. Их музыка черпала вдохновение из авангардных прото-панк-размышлений The Velvet Underground и импровизационных джемов прог-рокеров. Если их альбом 1990 года Taking Drugs to Make Music to Take Drugs To был слишком прозрачным намёком, то скажем прямо: этим парням нравилось баловаться с различными веществами. В результате они создавали особенно захватывающую и чарующую музыку.
Spacemen 3 смешали несколько разрозненных жанров, используя синтезаторы, драм-машины и традиционные электрогитары. Единственными постоянными элементами в центре этого хаоса были дисторшн и затяжные гудящие инструменталы. У Spacemen 3 было несколько длинных студийных треков, но ни один из них не превзошёл концертную запись An Evening of Contemporary Sitar Music. 45-минутная композиция была записана во время выступления в Watermans Arts Center в Брентфорде, Лондон, в августе 1988 года и выпущена на концертном альбоме 1990 года Dreamweapon.
The Flaming Lips – 7 Skies H3 (24 hours)
Уэйна Койна и его неопсиходелическую группу чудаков можно награждать разными эпитетами, но «традиционный» не входит в их число. Если представить этот наш список как соревнование, то 7 Skies H3 выигрывает его с огромным отрывом.
Композиция длиной в целые сутки вышла на релизе 24 Hour Song Skull, и хотя она собрана как непрерывная песня, но по сути состоит из отдельных записей продолжительностью от 25 минут до семи часов. Трек был выпущен на флэш-накопителях, заключённых в настоящие человеческие черепа, по цене 5000 долларов за экземпляр к Хэллоуину 2011 года. Тираж составил всего 13 штук.