Stop Making Sense: вечный и лучший фильм-концерт

С тех пор, как распались Talking Heads — а тому уж больше 30 лет — их не забывали, да и как забыть, спрашивается. Группа, шедшая поперек всего, что было в тренде, и сама ставшая трендом, остается странным и вдохновляющим символом 1980-х, во многом придумав эти годы, сформировав их, придав им смысл, который, как столовый нож сквозь масло, пройдет через последующие годы… Среди их многочисленных достижений было одно, которое вновь стало поводом для многочисленных рецензий и анонсов: фильм-концерт Stop Making Sense, который многими числится по разряду лучшего концертного видео всех времен, вновь вышел в прокат — но теперь уже в невероятно качественном виде, отреставрированный в формате 4К.



Stop Making Sence: вечный и лучший фильм-концерт

Те, кто уже видел новую версию, говорят, что фильм режиссера Джонатана Демме, снятый в 1984 году, вполне мог бы стать порталом в лос-анджелесский театр Pantages на те три декабрьских вечера 1983-го, когда он снимался.

Он начинается с бесформенного пятна света, пустого, пока над ним не появляется тень гитары, а затем белые кроссовки Дэвида Бирна. Он ставит рядом с собой кассетный бумбокс и произносит бессмертную фразу: «Привет, у меня есть кассета, которую я хочу проиграть» — и, яростно сверкая глазами, начинает петь под гитару и ритм-бокс Psycho Killer, к тому времени уже очень известную песню с дебютного альбома группы. Кто-то говорил после, что взгляд Бирна в камеру оператора Джордана Кроненвета, работавшего на «Бегущем по лезвию», рифмуется с несколькими нервирующими сценами из фильма того же Демме «Молчание ягнят» 1991 года; что ж, вполне вероятно.

А затем выходит светловолосая Тина Уэймаут с бас-гитарой, и они начинают одну из самых волшебных песен группы, Heaven. И на словах «rогда этот поцелуй закончится, он начнется снова/ничего не будет по-другому, будет точно так же» из-за кулис выкатывают платформу с ударной установкой, а на последних нотах песни на нее вскакивает улыбающийся Крис Франц. И начинается чудо.

До Stop Making Sense главным в фильме-концерте было то, насколько хорошо он «заставляет вас чувствовать себя в зале». Конечно, никакой фильм этого сделать не в состоянии, но для этого эффекта операторы снимали часы бессмысленных кадров потных зрительских толп. Здесь ничего этого нет; здесь есть действо, от которого невозможно отвести глаза. Фактически кажется, что перед нами — удивительный документальный фильм о людях, создающих что-то чудесное из ничего.

Внимательный кинозритель отметит фантастическую работу со светом, как бы хаотические, но при этом явно кропотливо выстроенные декорации, множество визуальных признаков, объединяющих происходящее на сцене с чем-то, не имеющим отношения ни к музыке, ни к 1984 году — как знаменитый «большой костюм», в котором Бирн истерически отплясывает в номере Girlfriend Is Better, отсылающий к японскому театру «но». И таких моментов в фильме Демме множество, и из них и выстраивается и фильм, и его звуковая картина — нервная, но почему-то радостная.

Где-то я прочел, что Stop Making Sense — одно из наиболее адекватных визуальных воплощений постмодернизма; не уверен, что соглашусь с этим, хотя и признаю, что строчка из песни Girlfriend is Better, ставшая названием фильма, и впрямь стала одним из неформальных лозунгов постмодерна. Прекрати искать смысл, говорят нам с экрана Бирн, Демме, Уэймаут, Франц и Джерри Харрисон, а также примкнувшие к ним перкуссионист Стив Скейлз, фанк-гитарист Алекс Уэйр и легендарный фанковый же клавишник Берни Уоррелл. И зритель прекращает, отдаваясь гипнотическому пульсу песен Talking Heads и неуемной энергии Бирна, который, конечно же — главное действующее лицо картины. Кинокритик Роджер Эберт писал, что Бирн «так счастлив быть живым и создавать музыку… Он служит напоминанием о том, какими кислыми, усталыми и измотанными стали многие рок-группы».

Фильм тогда вышел в коммерческий (!) кинопрокат и заработал $4,98 млн., окупив производственный бюджет ($1,2 млн). Он получил премию Национального общества кинокритиков как лучший научно-популярный (!) фильм. Портал Rotten Tomatoes, очень авторитетный в киномире, ставит ему 100 % рейтинг одобрения на основе 41 обзора со средней оценкой 9/10. Голову готов дать на отсечение, что его посмотрел в свое время не один десяток отечественных музыкантов из тех, чьи имена что-то значат: я вижу его отзвуки и отблески в Петре Мамонове и Михаиле Борзыкине как минимум, и это сразу, не думая, а если подумать?

Но все это не главное. Главное — в том, что и сегодня, сорок лет спустя после его съемок этот фильм будоражит, радует, волнует и захватывает. А значит, он пережил время и, похоже, может считаться практически вечным.


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", октябрь 2023 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 857 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий