Как группа Camel отправилась в путешествие на Восток

В 1993-м умер отец лидера Camel Эндрю «Энди» Лэтимера. Эту потерю он переживал несколько лет, и результатом ее стал альбом 1996 года Harbour Of Tears, ставший частью так называемого «канона Camel» (в него входят также Music Inspired By The Snow Goose (1975) — возможно, самый известный альбом Camel, Nude (1981) и Stationary Traveller (1984). Он повествовал о трагических судьбах ирландских иммигрантов, на рубеже XIX/XX веков отправлявшихся в Америку из гавани в заливе Коб, что в графстве Корк, что позже и была названа «Гаванью слёз» (среди них была бабка Лэтимера). Альбом был принят с восторгом, по результатам успешного тура был выпущен концертный двойник Coming Of Age (1998), также понравившийся и фанатам, и критикам. Но того, что последовало за этим дуплетом, мало кто ожидал.



Как группа Camel отправилась в путешествие на Восток

В ту пору ближайшим конфидентом Лэтимера был басист Колин Басс, чей вклад в историю группы неоценим. Но сейчас я хочу вспомнить вот о чём: в начале 1980-х Колин был движущей силой ещё одного немаловажного проекта — world music-группы 3 Mustaphas 3, нежно любимой и пропагандируемой, в частности, великим британским диджеем Джоном Пилом.

И это Басс был тем человеком, кто подарил Лэтимеру компакт-диск под названием The Rough Guide To World Music (1994). Не слишком искушенного в этнике гитариста и флейтиста очаровал именно тот раздел, что был посвящен арабской музыке; потолковав с Колином, Энди узнал о старейшем арабском поэтическом размере «раджаз» (слово это буквально переводится как «спазм в спине верблюда, поднимающегося с земли»). Ритм этих стихов, положенных на музыку, отчасти напоминает ритм шагающего каравана. Потрясенный открывшимися музыкально-поэтическими просторами и ассоциациями, Лэтимер написал серию композиций, вдохновленных этой древней музыкальной практикой и названных коротко и просто: Rajaz. Это был все тот же кэмеловский прог-рок, но с отчетливым ароматом восточных пряностей.

Если внимательно вслушиваться в альбом, то волнообразный ритм The Final Encore может напомнить ритм верблюжьего шага, в то время как почти что мавританская Sahara буквально гипнотизирует слушателя. Но главным был всё же восьмиминутный заглавный трек: беспокойное проявление неизвестной, почти чуждой, но манящей мощи, приправленное виолончелью, флейтой и слайд-гитарой Лэтимера. Прочие пьесы были проникнуты более знакомой поклонникам группы мелодикой и тематикой.

Выпущенный на собственном лейбле группы Camel Productions в 1999 году, Rajaz сопровождался гигантским гастрольным туром, во время которого группу — так уж сложилось — преследовали проблемы эпических масштабов. Во время репетиций ушёл барабанщик Дэйв Стюарт, менеджер и автор текстов Сьюзан Гувер упала с лошади, почти всю группу накрыл сильный вирус гриппа — вплоть до того, что Лэтимер буквально потерял голос.

И все же в течение 2000 года Camel отыграли один из самых ярких туров в своей карьере в аншлаговых залах по всей Европе. И это яркое «паломничество в страну Востока» стало и для Энди, и для группы шагом к чему-то новому. Точнее — к триумфальному альбому 2002 года A Nod And A Wink.

Но о нём всё же когда-нибудь потом.



Музыка группы Camel на виниле в нашем каталоге


Подготовлено по материалам портала "Салон AudioVideo", декабрь 2023 г. www.salonav.com

Эту статью прочитали 539 раз
Статья входит в разделы:Музыкальные и кинообзоры

Поделиться материалом:
Обсуждение данного материала
Комментариев пока нет. Станьте первым!
Написать свой комментарий