О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании49Видео485Фотогалерея99Интересное о звуке799Новости мира Hi-Fi2465Музыкальные и кинообзоры592Глоссарий
Выставка Pink Floyd: 25 колонок, 3D-звук и новый микс Comfortably Numb
![](http://img.audiomania.ru/images/content/PFExpo.jpg)
3D-микс композиции Comfortably Numb с концерта Live 8, созданный при помощи технологии Sennheiser Ambeo 3D, будет представлен на выставке The Pink Floyd: Their Mortal Remains в музее Виктории и Альберта, отмечающей 50-летие со дня выхода дебютного альбома группы.
«Кажется, что группа играет прямо здесь!» – это, должно быть, самая желанная реакция на прослушивание музыки в записи.
Форматы объемлющего звучания, такие как Dolby Atmos и DTS:X, предназначены для того, чтобы создавать именно такое впечатление при просмотре фильмов – и теперь технология Sennheiser Ambeo 3D намерена сделать то же самое с музыкой.
Первое представление технологии произошло на праздновании 70-летнего юбилея компании в 2015 году, а на предстоящей выставке Pink Floyd ее можно будет услышать в деле. Мы стали участниками закрытого предварительного прослушивания.
Время почти настало
По словам Дэниэла и доктора Андреаса Зенхайзеров, правнуков основателя компании Фрица Зенхайзера, Ambeo – «не столько формат, сколько философия: технология призвана фиксировать реальность и делать звук настолько реалистичным, насколько это возможно».
Эта технология использовалась для создания уникального микса композиции Comfortably Numb с концерта в Гайд-парке, который этим летом станет частью выставки Pink Floyd: Their Mortal Remains в музее Виктории и Альберта.
Компания Sennheiser является официальным партнером группы, она снабжала музыкантов Pink Floyd оборудованием марок Sennheiser и Neumann (владельцем которой также является Sennheiser) на протяжении всей их карьеры, включая концерт Live 8. Творческая группа Sennheiser рассматривает этот проект как «естественное продолжение» партнерства.
Композитор, продюсер и музыкант Саймон Фрэнглен и аудио-инженер Саймон Роудз работали над Ambeo-миксом, основанным на оригинальных цифровых многодорожечных мастер-файлах BBC, вместе с Энди Джексоном, который много лет был студийным инженером Pink Floyd.
Джексон напомнил всем, что именно Floyd были пионерами применения объемного звучания еще в семидесятых, выпустив квадрофонический микс альбома Dark Side of the Moon. Уже тогда группа пыталась записывать мультитреки, но «только теперь у нас появились технологии, способные развить наши идеи», – говорит Джексон.
Глас с небес
![](http://img.audiomania.ru/images/content/PFExpo1.jpg)
Во плоти? Колонна акустических систем Neumann впечатляет.
Мы посетили лондонскую студию Abbey Road, чтобы услышать финальную демоверсию композиции на демоверсии системы в помещении примерно такого же объема, какое предназначено для будущей выставки в музее.
Комплект из 25 АС, в точно той же конфигурации, что будет установлена на специально акустически подготовленной площадке на выставке, дополнен четырехэкранным дисплеем вокруг комнаты.
В комплект входят стойки с АС Neumann KH 870, а также предназначенные звучать гласом с небес Neumann KH 420 на потолке. Если нас не подводят навыки счета, стоимость системы приближается к сотне тысяч фунтов.
Вторжение без путаницы
Организаторы ставят целью стереть границу между группой и публикой, устраняя разделение на «мы» и «они» за счет того, что слушатель одновременно оказывается в центре сцены и в зрительном зале.
Вторая задача – создание великолепного охватывающего звука независимо от положения слушателя в комнате, что логично для музея. Однако это не должно затмевать собственно музыку, говорит Фрэнглен.
«Мы не пытаемся заменить алмаз в короне; мы просто пытаемся изменить точку зрения, – говорит он. – Несмотря на то, что это новый микс, вы услышите песню именно такой, какой всегда ее помнили. Просто инструменты и голоса будут звучать так свободно, как никогда раньше».
Технология Ambeo обещает стать развитием подхода объемлющего звучания «поместите что угодно куда угодно», позволяя звуковым инженерам использовать весь объем звуковой сцены.
![](http://img.audiomania.ru/images/content/PFExpo2.jpg)
Слева направо: Саймон Фрэнглен, Энди Джексон и Саймон Роудз, работавшие над миксом.
«Мы словно поднимаемся еще на один этаж», – именно так, по словам Джексона, технология Ambeo расширяет подход Atmos к исходящему сверху звуку. Три уровня высоты в Ambeo обеспечивают свободу перемещения звука в вертикальном направлении и повышают его слаженность.
Когда зазвучала музыка, мы поняли, что все наши самые смелые мечты стали реальностью. Мы ходили по комнате и даже заходили за периметр стоек с акустикой; и хотя в некоторых точках определенные звуки казались более сфокусированными, мы не нашли в помещении мест, где звук терялся бы.
Поворачиваемся направо, к воображаемым клавишным Рика Райта – и бэк-вокал Кэрол Кеньян звучит все так же чисто, также как и вкрадчивые тона гитары Дэвида Гилмора в центре. Эхо первых слов Роджера Уотерса заполняет комнату, ударные Ника Мэйсона пронизывают композицию насквозь.
Каждый элемент можно рассмотреть в отдельности, вплоть до каждой ноты насыщенного соло Гилмора, так что вам не потребуется видеоизображение для того, чтобы представить себе расположение музыкантов. При этом звучание нельзя упрекнуть в недостатке слаженности.
Шоу должно продолжаться
Команда инженеров пока ничего не говорит о том, будут ли на выставке представлены другие композиции в формате Ambeo, помимо Comfortably Numb; но на концерте в Гайд-парке были также исполнены Money, Wish You Were Here и Breathe, так что мы не удивимся, если услышим аналогичные миксы. Если же нет, будем надеяться, что это произойдет когда-нибудь в будущем.
Мы можем сказать только одно: такого объемлющего звука мы еще не слышали, и каждый поклонник Pink Floyd должен срочно обзавестись билетом на выставку.
Pink Floyd: Their Mortal Remains открывается 13 мая и будет работать до 1 октября в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Билеты уже поступили в продажу на сайте V&A.
Подготовлено по материалам журнала "WHAT HI-FI?", март 2017 г.