О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Категоризация технологий: MP3 и iPod [Перевод]
Прим. переводчика: эта статья – перевод материала из блога одного из ведущих сторонних аналитиков Apple Хораса Дедью (Horace Dediu). В своих материалах Хорас преображает данные из открытых источников в любопытные диаграммы и графики и делает из них нетривиальные выводы. В этой статье он демонстрирует взаимосвязь между продажами iPod touch и степенью проникновения технологии MP3 на рынок США и делает вывод о том, к какой категории отнести гаджеты для прослушивания музыки в MP3-формате и каким ему видится их будущее в сравнении с другими технологиями.
На графике внизу точки серого цвета показывают степень проникновения MP3-плееров на рынок США (процент населения, который обладает MP3-плеерами).
Линия, наложенная сверху на разреженный график выборки, отображает продажи iPod touch. Наложенный график имеет другой масштаб – 10 000, он отмечен на линии сетки координат и представляет миллионы единиц товара, поступившего в продажу от компании Apple. Чтобы сгладить сезонность, я выделил средний учетный период в четыре квартала жирной линией.
Взаимосвязь довольно очевидна. Как только продажи iPod выросли, степень проникновения на рынок также увеличилась, и «пик MP3» был зарегистрирован в сентябре 2010 года, в то время как наивысший пик продаж пришелся на конец того же года.
Не будет преувеличением сказать, что продажи iPod touch способствуют внедрению на рынок MP3-плееров. Это можно утверждать главным образом из-за того, что iPod остается лидером по показателям занимаемой доли рынка в этом сегменте (его доля составляет как минимум 70%) на протяжении долгого периода, и продажи iPod, соответственно, наполовину или даже больше состоят из продаж iPod touch.
Таким образом, отсутствие данных о доле рынка после 2012 года не является проблемой. Мы можем допустить, что устройства для воспроизведения формата MP3 имеют ограниченный срок службы и, если им на замену не придет другая технология, то показатель проникновения их на рынок будет снижаться.
Я смоделировал обе ситуации – как ситуацию роста, так и падения, при которых кривая распространения выглядит следующим образом:
Поскольку срок службы имеет свойство истекать, можно сделать «щедрое», но надежное предположение, что к концу десятилетия меньше 10% населения США будет иметь отдельное устройство специально для прослушивания MP3-файлов.
Дело в том, что MP3-плееры можно причислить к «баллистическим технологиям». Существует две причины их упадка: во-первых, спрос на них не достиг насыщения, они заработали популярность только у половины населения США, во-вторых, MP3-плееры были легко замещаемы, поэтому и вышли из использования. Обратите внимание, что я ограничил максимальное значение до 90%, предполагая ограниченность популярности устройства.
Существует множество технологий, находящихся в таком же положении: видеокамеры, пейджеры, кассетные видеомагнитофоны, игровые приставки.
В то же время существует ряд технологий, которые являются как широко распространенными, так и жизнеспособными. Я называю их «бессрочные технологии». Да, для них может появиться альтернатива и произойти замещение, но на это уйдут десятилетия. Среди примеров: кухонные плиты, автомобили, микроволновые печи, холодильники, радио, пылесосы, телевизоры, телефоны (как стационарные, так и мобильные).
Имеется еще одна категория, к которой относятся технологии, не получившие достаточно широкого распространения, но являющиеся популярными настолько, что ими не пользуется только 20% населения. Я назвал эту категорию «инертные технологии». К тому же, у технологий этой категории достаточно долгий период медленного роста и упадок происходит в течение такого же длительного времени. Иногда происходит замещение, но чаще их сменяют сервисы, а не другие эквивалентные устройства. В качестве примеров можно назвать: стиральные машины, интернет, персональные компьютеры.
А некоторые технологии никогда не будут использоваться массово (их доля рынка составляет меньше 10%). Я называю эту категорию «неэффективные технологии». Эти «неудачники» очень распространены и их легко опознать. К примеру, в эту категорию входят: сегвей, Google Glass, часы SPOT, карманный персональный компьютер.
Итак, чтобы подытожить:
Полезно знать заранее, в какую из категорий попадет технология. Это может повлиять не только на выбор области инвестиций, но и на принятие решений относительно карьеры и образования. Также, благодаря этому могут быть лучше сформулированы направления для фундаментальных исследований.