О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео495Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2554Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Музыка – ключ к успеху и развитию [Перевод]
Кондолиза Райс училась на концертирующего пианиста. Алан Гринспен, бывший председатель Федеральной резервной системы США, профессионально играл на кларнете и саксофоне. Гений хедж-фондов, миллиардер Брюс Ковнер брал уроки фортепиано в Джульярде.
Многократные исследования доказывают связь между обучением музыке и успехами в учебе. Но что, казалось бы, связывает усердные занятия музыкой и необычайный успех в других сферах?
Эта связь – не случайность. Я знаю это, потому что узнавал сам. Я задавал вопросы первоклассным специалистам в различных областях, от техники до финансов и СМИ, каждый из которых (что зачастую малоизвестно) серьезно занимался музыкой в прошлом. Почти все прослеживают связь их обучения музыке с профессиональными достижениями.
Это явление выходит за рамки близости музыки и математики. Удивительно то, что многие успешные люди говорили, как музыка открывает дорогу к творческому мышлению. А их опыт подсказывает, что занятия музыкой развивают и другие качества: Сотрудничество. Умение слушать. Способ мышления, который связывает разнородные идеи. Способность одновременно концентрироваться на настоящем и будущем.
Сделает ли программа в музыкальной школе из вашего ребенка Пола Аллена, миллиардера и соучредителя Корпорации Microsoft (гитара)? Или Вуди Аллена (кларнет)? Наверное, нет. Настолько успешных людей единицы. Но любопытно то, как эти и другие гении, с которыми я имел дело, анализируют занятия музыкой. Многие из них применяют уроки внимания и дисциплины, полученные во время музыкальных занятий, к новым способам мышления и общения – даже при решении задач.
Присмотритесь внимательнее, и вы найдете музыкантов на вершине практически любой сферы деятельности. Вуди Аллен каждую неделю выступает с джазовым оркестром. Телеведущая Пола Зан (виолончель) и главный корреспондент телеканала NBC в Белом доме Чак Тодд (валторна) получали стипендию в музыкальном колледже; Андреа Митчелл с телеканала NBC училась на профессионального скрипача. И господин Аллен из Microsoft, и предприниматель Роджер МакНами играли в рок-группе. Ларри Пейдж, сооснователь «Google», в средней школе играл на саксофоне. Стивен Спилберг – кларнетист и сын пианиста. Бывший президент Всемирного Банка Джеймс Вулфенсон дал скрипичный концерт в Карнеги-Холл.
«Это не совпадение», — утверждает господин Гринспен, который бросил занятия на кларнете, но при этом время от времени играет на кабинетном рояле в гостиной. — «Могу сказать, как статистик: вероятность того, что это чистая случайность, крайне низкая». Предусмотрительный бывший председатель Федрезерва США добавляет:
«Только так можно судить о фактах. Вопрос в том, почему эта связь существует?»
Пол Аллен предлагает ответ на этот вопрос. Он говорит, что музыка «укрепляет уверенность в способности к творчеству». Господин Аллен начал играть на скрипке в возрасте 7 лет и, когда стал подростком, переключился на гитару. Даже во время становления Microsoft он брал в руки гитару после нескольких суток программирования. Музыка была эмоциональным аналогом его основной работы, через который он передавал другой вид творческого импульса. В обоих случаях, говорит он, «что-то заставляет тебя взглянуть за пределы того, что происходит в данный момент и выразить себя новым способом».
Господин Тодд заявляет, что есть связь между годами практики и испытаний и тем, что он называет «стремлением к совершенству». Опытный специалист в области рекламы Стив Хейден упоминает об опыте игры на виолончели, говоря о своей самой известной работе, рекламном ролике Apple «1984», в котором описывается восстание против диктатора. «Я подумал о Стравинском, когда мне пришла в голову эта идея», — рассказывает Хейден. Он добавляет, что опыт выступлений в качестве виолончелиста помог ему при работе в команде: «Игра в ансамбле учит в буквальном смысле играть хорошо с другими, знать, где солировать, а где аккомпанировать».
Для многих наиболее успешных личностей, с которыми я разговаривал, музыка выступает в роли «зашифрованного языка», как выразился господин Вулфенсон, улучшающего способность связывать между собой разнородные или даже противоречивые идеи. Будучи главой Всемирного Банка, господин Вулфенсон побывал в более чем 100 странах, зачастую принимая участие в местных выступлениях (и порой присоединяясь к ним с заимствованной виолончелью), что помогало ему понять «культуру людей, отличную от их бухгалтерских отчетов».
Именно в этом случае наиболее обсуждаемая связь между математикой и музыкой играет особенно важную роль. И то, и другое по сути является способом выражения. Брюс Ковнер, основатель хедж-фонда Caxton Associates и председатель школьного совета в Джулиарде, утверждает, что видит сходство игры на фортепиано с инвестиционными стратегиями; по его словам, и первое, и второе «относятся к сфере распознавания образов, и некоторые трактуют эти образы с помощью различных чувств».
И господин Ковнер, и концертирующий пианист Роберт Тауб, описывают своего рода синестезию: они воспринимают образы трехмерно. Господин Тауб, получивший известность благодаря записям Бетховена и впоследствии основавший компанию по разработке музыкального программного обеспечения, MuseAmi, заявляет, что, выступая, он может «мысленно представить все ноты и их взаимосвязи» — навык, который логически обобщается до обнаружения «разнородных зависимостей в различных областях».
Что касается других людей, с которыми я общался, то их страсть к музыке более заметна, чем их способности. Вуди Аллен сказал мне прямо: «Я не одаренный музыкант. Я получаю полное удовлетворение, снимаясь в кино».
Господин Аллен считает музыку развлечением, не связанным с основной работой. Он сравнивает себя с «теннисистом, который приходит поиграть в выходные каждую неделю. У меня далеко не превосходный музыкальный слух или потрясающее чувство времени. В работе над комедией у меня хорошее чувство ритма. В музыке у меня, на самом деле, его нет».
Тем не менее, он играет на кларнете по меньшей мере по полчаса каждый день, потому что, если не играть на духовом инструменте, то амбюшюр (положение губ) ослабнет: «Если хотите играть в принципе, вам необходимо практиковаться. Нужно заниматься каждый день, чтобы играть также плохо, как и я». Он постоянно выступает, даже давая концерты по всему миру со своим джазовым оркестром из Нового Орлеана. «Никогда не думал, что буду играть в концертных залах для 5-6 тысяч людей по всему миру», — говорит он. – «Скажу, что совершенно внезапно это чрезвычайно обогатило мою жизнь».
Благодаря музыке достигается равновесие, поясняет господин Вулфенсон, начавший брать уроки игры на виолончели во взрослом возрасте. «Ты не стараешься победить в каждой гонке или быть лидером всегда и во всем. Ты наслаждаешься этим из-за удовлетворения и радости, полученной от музыки, а это никоим образом не связанно с твоим профессиональным статусом».
По словам Роджера МакНами, чья фирма Elevation Partners, наверное, наиболее известна первоначальными инвестициями в Facebook, «музыка и технологии сошлись в одной точке». Он стал экспертом Facebook, используя его для продвижения своей группы, Moonalice, и сейчас его внимание сосредоточено на загрузке видео с концертов группы в режиме реального времени. Он считает, что музыканты и первоклассные специалисты обладают «практически непреодолимым желанием глубоко погружаться в суть». Кажется, что такая одержимость объединяет лучших исполнителей музыки и специалистов других областей.
Госпожа Зан вспоминает, как проводила до четырех часов в день, «скрываясь в тесной комнате для занятий и пытаясь одолеть отдельную фразу» на виолончели. Господин Тодд, которому сейчас 41 год, подробно пересчитывал результаты сольного прослушивания, когда ему было 17 и он получил вторую по значимости оценку вместо самой высокой – хотя он все еще был первой трубой в оркестре штата Флорида.
«Я всегда считал, что причина моего успеха в том, что я работал больше других», — говорит он. Это умение приобретается, если «лишний раз сыграешь один, лишний раз поработаешь над этим небольшим фрагментом», а затем начинаешь «работать над чем-либо снова и снова или проверять по два, по три раза». Он добавляет:
«Не что иное, как музыка, научит тому, что, если над чем-то работаешь достаточно усердно, в конечном итоге оно действительно становится лучше. Вы видите результат»
В то же время стоит заметить, что в нашей стране музыка как активная деятельность – и музыкальное образование – находятся в упадке.
Примите во внимание те качества, которые, по словам успешных людей, развивает музыка: сотрудничество, креативность, дисциплина и способность согласовывать противоречивые идеи. Всех этих качеств сильно не хватает обществу. Возможно, музыка и не сделает из вас гения, или богача, или даже не сделает вас лучше. Но она поможет научиться мыслить нестандартно, анализировать различные точки зрения и, самое главное, слушая получать удовольствие.