О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео499Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2583Музыкальные и кинообзоры624Глоссарий
Dolby Atmos: Будущее кинотеатров
Звуковые эффекты стали неотъемлемой частью современных фильмов. С каждым годом они становятся все более реалистичными, и то, что мы слышим сейчас в кино – это результат кропотливой работы многих людей на протяжении века.
Однако с распространением Интернета и появлением таких сервисов, как Netflix, популярность кинотеатров начала постепенно снижаться. В попытке поддержать этот вид бизнеса были реализованы несколько новых технологий. Наряду с IMAX, предлагающей качественную 3D-картинку, также появились интересные решения в сфере звука.
По мнению экспертов, новой вехой в развитии кинематографа станет формат многоканального звука Dolby Atmos. Презентовали Dolby Atmos в известном голливудском кинотеатре Dolby Theatre в апреле 2012 года. Первой картиной, чей саундтрек был сделан в этом формате, стал мультфильм «Храбрая Сердцем» («Brave») студии Pixar. Хотя в 2012 году количество кинотеатров, использующих Atmos, не превысило 25 штук по всему миру, в 2013 году их количество увеличилось до 300 и продолжило расти.
Со времен «Храброй сердцем» с применением новой технологии были сняты такие фильмы, как «Стражи Галактики», «Star Trek: Возмездие» и «Жизнь Пи». О главном отличии Atmos от других ныне существующих многоканальных стандартов в интервью американскому журналу Sound&Vision рассказал Бретт Крокетт (Brett Crockett), директор лаборатории звуковых исследований Dolby: «Dolby Atmos – это первая аудиосистема для кинотеатра, которая базируется не на каналах, а на аудиообъектах. Плач ребенка, звук вертолета, гудок автомобиля – все это аудиообъекты».
Звукорежиссер, используя Dolby Atmos, решает, где именно находится источник звука (иными словами, составляют 3D-карту звукового пространства), и определяет, по какой траектории он перемещается. Получается, что можно выбрать из какого динамика будет поступать звук. Если необходимая аудиоколонка неработоспособна или отсутствует, то система автоматически сформирует «фантомный» громкоговоритель, чтобы звук все равно поступал из нужного места.
Таким образом, в кинозал контент попадает не в виде предварительно записанных дорожек, а в виде большого количества звуковых файлов и соответствующей информации о пространственно-временных координатах. Эта информация попадает в звуковой процессор, который точно знает, где расположены акустические системы (установленные и откалиброванные в процессе монтажа кинозала), и сам просчитывает, куда и какую звуковую информацию нужно отправить.
Помимо аудиообъектов Dolby позволяет работать с обычными звуковыми каналами (Beds), не требующими пространственного кодирования (шум окружения, музыка), что позволяет сформировать наиболее полную иммерсивную картину.
Для каждого кинозала создается свой проект в соответствии со спецификациями, где определяется количество и расположение динамиков, необходимые для корректного воспроизведения формата. Каждый такой проект утверждается уполномоченным консультантом Dolby.
Вообще Dolby держит все проекты под непосредственным контролем. Кинозалы утверждаются специалистами Dolby, которые выезжают на место, замеряют и принимают зал. При этом происходит проверка конфигурации и аппаратуры – каждого громкоговорителя и усилителя.
У представителей компании имеется специальная измерительная система, состоящая из 8 микрофонов, которая регистрирует параметры и задержку звука каждого громкоговорителя. Если вся акустика одобрена, то начинается процесс группировки в массивы 5.1, 7.1 и 9.1. После этого настройка зала запоминается в процессоре, заполняется протокол настройки. Другими словами, чтобы присвоить залу статус Dolby Atmos, компания проверяет все характеристики.
При настройке процессора вносятся данные о размерах зала, о количестве и координатах размещения колонок, все характеристики колонок и ассоциируемых с ними усилителей и т.п. Зал описывается для процессора так, чтобы исключить возможности ошибок.
Dolby Atmos позволяет работать со 128 звуковыми дорожками, которые обрабатываются в зависимости от их типа. Статические дорожки сразу «закрепляются» за отдельными аудиоколонками или целыми их массивами. Что касается аудиообъектов, то они обрабатываются в реальном времени согласно конфигурации кинозала. Всего процессор Dolby позволяет выводить звук на 64 громкоговорителя одновременно.
Аудиооборудование и залы в различных кинотеатрах могут разительно отличаться по размерам и форме, поэтому, чтобы звук доставлял максимальное удовольствие, разработчики подготовили требования по размещению акустических систем.
Чтобы звуковые переходы были максимально гладкими, компания рекомендует установить за экраном две дополнительные акустические системы (отмечены зеленым) – это особенно важно для кинозалов, ширина экрана в которых превышает 12 метров. Также все «экранные» рупоры должны быть развернуты в одну определенную точку, расположенную где-то в зале, чтобы охватить все зрительские места.
Фронтальные сабвуферы группируются в единый массив нужной мощности, который немного смещается в сторону от оси симметрии – это позволяет снизить вероятность возникновения стоячих волн.
Что касается динамиков окружения, расположенных вдоль стен, то они должны быть подключены к индивидуальному каналу усиления, настроенному в соответствии с параметрами максимальной шумовой мощности, указанной производителем аудиоаппаратуры.
Боковые аудиосистемы должны располагаться по всей длине стены, чтобы обеспечить достойное звуковое покрытие, и формировать прямую линию, как показано на рисунке ниже. Наклон динамиков должен быть сориентирован по оси к уху зрителя, сидящего на крайнем месте у противоположной стороны зала.
Большинство динамиков окружения не способны производить мощные низкие частоты, потому в задней части аудитории следует добавить два дополнительных сабвуфера.
Что касается потолочной акустики, то верхние динамики должны располагаться строго симметрично относительно оси зала и по всей его длине. Причем расстояние между двумя рядами колонок должно быть чуть больше, чем между дополнительными акустическими системами за экраном. Опять же, динамики в передней и задней части аудитории должны быть развернуты в направлении общей точки.
По словам представителей компании Dolby, у зрителя, сидящего в грамотно оборудованном зале, возникает чувство, словно он «окружен бесконечным количеством динамиков» – это позволяет ему полностью погрузиться в происходящее на экране.
Руй Соарес (Rui Soares) и Дипанкар Гровер (Dipankar Grover) говорят, что технология дарит потрясающие впечатления и отличить систему Atmos от других систем легче легкого. «Dolby Atmos может перенести вас прямо в гущу событий, происходящих на экране», – восклицает Гровер.
Однако подарить такие магические впечатления система может только при должной настройке оборудования и выставлении правильных уровней звука. В ином случае технология превращается в очередной способ «обработки» зрителя громким звуком, просто с еще большего числа направлений.
Звук – интересная штука. Он невероятно важен для восприятия фильма, однако, когда все сделано правильно, вы его даже не замечаете. Однако если вы все же обратите на него внимание, то откроете для себя много интересного. Звук – это главное оружие кинотеатров, которое требует к себе столько же внимания, сколько картинка фильма, а технология Dolby Atmos обладает в этой сфере огромным потенциалом.