О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео500Фотогалерея100Интересное о звуке806Новости мира Hi-Fi2585Музыкальные и кинообзоры625Глоссарий
Как сделать собственную «комнату для музыки», статья. Портал "www.iphones.ru"
Секреты и фишки для максимального аудиофильского удовольствия.
В жизни каждого человека есть дни, когда хочется послать все к черту, налить бокал крепкого виски, удобно устроиться в кресле и включить диск с любимой группой, получив настоящий экстаз.
Ради этой слабости мы готовы потратить заработанные кровью и потом деньги. Словно золотоносный муравей обустраиваем будущий «домашний храм музыки», добросовестно расставляя усилитель, ресивер, виниловый или CD-проигрыватель; терпеливо ждем, пока появится избранная модель акустической системы. Наконец, настает тот долгожданный миг, когда можно нажать на Play и отправится в мир грез и мечтаний…
И тут нас подстерегает страшное слово – ОБЛОМ…
Ну не звучит вся эта связка дорогостоящего оборудования так, как вы слышали в шоуруме! Не замечаете вы той красоты восторженных отзывов с Яндекс.Маркета, не чувствуете «бархатного баса» и «обволакивающей середины с хрустальными обертонами в области верхних частот». Что, собственно не так?
Вы будете удивлены, но ответ банален и прост. Комната… Вся проблема в комнате.
Примечание: Данный материал осознанно не перегружен тяжелыми терминами из области акустики и рассчитан на неискушенных слушателей, которые хотят улучшить свой мультимедийный уголок.
Почти как у Гарри Поттера
При чем же тут комната? Если вам приходилось когда-то разбирать старые советские колонки, наверняка вы обращали внимание на наличие внутри внушительного комка ваты. Она там не случайно.
Все дело в том, что традиционная форма любой колонки – прямоугольный параллелепипед – шестигранник с равными противоположными гранями и прямыми углами. И именно угол – злейший враг хорошего звука. Именно углы работают как отражатели для коротких волн, но при этом существенно увеличивают и без того длинные волны – басы. Таким образом, весь «сочный бас» концентрируется в углах колонки, а та самая вата позволяет препятствовать такой концентрации.
Возвращаемся к нашей комнате. По сути, это все тот же параллелепипед, что и колонка. Место излучателя здесь занимает полноценная приобретенная вами АС, а роль стенок колонки – стены вашей комнаты. И если при построении акустики инженеры уделяют максимум внимания материалам из которым будет изготавливаться конкретная колонка, то попадая в наши квартиры даже идеальная АС не сможет продемонстрировать свой совершенный внутренний мир из-за проблемного помещения.
Где скрываются враги
Говорить об «идеальной акустической комнате» не имеет смысла. Вряд ли рядовой слушатель готов к революции в собственной квартире и убеждении домочадцев в том, что «в гостиной мы будем только слушать концерты AC/DC и поражаться широте души Cesaria Evora». В рамках данного материала мы лишь попробуем уличить злоумышленников, уничтожающих красоту звука и дать определенные практические советы.
Мало/много мягкой мебели. Любая мягкая мебель в вашей квартире выполняет роль поглотителя звука. Вам приходилось обращать внимание на то, что во время ремонта ваша речь превращается в неразборчивый гул, а громкий оклик еще несколько секунд отдается эхом. Если подобный эффект эха повторяется и в комнате, в которой вы планируете слушать музыку – от эха нужно избавиться.
Что делать: Главное – соблюдать чувство меры и не превратить «живую» комнату (комнату, где есть эхо) в абсолютно «мертвую» (полное отсутствие реверберации). Установка звукопоглощающих панелей, применение акустической пены или использование навесных панелей из звукопрозрачной ткани, натянутой на деревянный брус, может помочь в заглушении реверберации. Но будьте осторожны – не «пересушите звук»: мягкая мебель и обилие поглощающих материалов сделают звук слишком резким, лишенным легкости и объема.
Стены. Один из ключевых факторов, напрямую влияющих на звук. И, зачастую, самый проблемный в большинстве квартир среднестатистического жителя любого мегаполиса и крупного города.
Что делать: Минимальное спасение – поклейка обоев. Лучший вариант – установка звукопоглощающих материалов и максимальное насыщение комнаты мягкой мебелью.
Что делать: При установке панелей из гипсокартона постарайтесь обеспечить минимальный шаг между несущими профилями и зафиксировать лист таким образом, чтобы он исключал какие либо произвольные вибрации. Если вы любите хороший звук – ни в коем случае не экономьте на саморезах и профилях.
Углы. Мы уже говорили о том, что углы приносят ощутимый вред «правильной» акустике. В углах вашей комнаты (разумеется, если они не заставлены предметами интерьера) возникает существенное звуковое давление, которое приводит к возникновению характерного резонанса – вы слышите его в виде гула определенных частот.
Что делать: Хорошим решением, позволяющим существенно облагородить бас и уменьшить количество паразитных резонансов (искоренить их полностью в домашних условиях – очень непросто), является установка так называемых стеновых поглотителей – панелей, имеющих форму усеченной призмы.
Размещение колонок. От того, как вы установите колонки, зависит многое. Не будем останавливаться на типичных ошибках, а сразу поговорим о том «как надо».
Расстояние от источника звука до стены (с фронтальной стороны излучателя) – определяющий фактор качества звучания. Удаленность от стены напрямую влияет на глубину баса: чем ближе к стене – тем больше баса. Ваше «посадочное место» должно быть у противоположной АС стены и ни в коем случае не по центру комнаты.
Расстояние между колонками влияет на распределение басовой линии. Установленные слишком близко колонки будут подчеркивать верхнюю часть диапазона низких частот. Чем дальше акустическая пара будет друг от друга, тем «глубже» будет бас.
Для правильного восприятия акустической картинки, при размещении АС соблюдайте симметрию.
К размещению сабвуфера придется подойти творчески. Включите композицию, в которой характерно прослеживается басовая линия. Идеальное место зависит от конкретной комнаты, но, как правило, сабвуфер размещается на определенном расстоянии от противоположной стены с явным смешением в ее сторону.
Подготовлено по материалам портала "iphones.ru", январь 2016 г. www.iphones.ru
Гипсокартон не использовать.. А как быть, если нужно одну из стен дополнительно звукоизолировать? Какие относительно дешевые материалы применить?
Посоветую на тыловую стену панели для акустической обработки Vicoustic Cinema Round
http://www.audiomania.ru/akusticheskaya_panel/vicoustic/vicoustic_cinema_round.html
Спасибо.