О звуке простыми словами42Производители Hi-Fi.
Истории и интервью111Репортажи с заводов65Репортажи с Hi-Fi выставок69"Сделай сам"44Готовые проекты Аудиомании42Пресса об Аудиомании50Видео496Фотогалерея100Интересное о звуке805Новости мира Hi-Fi2559Музыкальные и кинообзоры620Глоссарий
Сетевая музыка, часть 6. Медиаплееры, статья. Онлайн-журнал "AVREPORT.RU"
Вспоминая совсем недавнее прошлое, сейчас остается только удивляться тому, почему простая идея медиаплеера, лежащая, в общем-то, на поверхности, не была реализована раньше. Так или иначе, лишь в 2005 году на российском, равно как и на мировом рынке появилось первое, уникальное в своем роде устройство – цифровой медиаплеер.В середине нулевых годов оборот цифровой музыки и видео на физических носителях достиг своего пика. В то же время, не менее активно в это время происходило распространение мультимедийных файлов через интернет, причем не только отдельных музыкальных треков в формате МР3, но и целых альбомов CD-качества в формате FLAC или фильмов DivX. Таким образом, недостатка в цифровом видео или музыке не было, а вот каких-либо универсальных средств для воспроизведения этих файлов фактически не существовало.
Вспоминая совсем недавнее прошлое, сейчас остается только удивляться тому, почему простая идея медиаплеера, лежащая, в общем-то, на поверхности, не была реализована раньше. Так или иначе, лишь в 2005 году на российском, равно как и на мировом рынке появилось первое, уникальное в своем роде устройство – цифровой медиаплеер. Это были медиаплееры TViX, которые по виду напоминали внешний жесткий диск, с пультом ДУ и панелью разъемов от DVD плеера. Такое описание вполне объясняет его функции. Устройство предназначалось для воспроизведения различных медиафайлов, в том числе и сохраненных папок DVD со встроенного жесткого диска. Управление осуществлялось с помощью меню, отображаемого на экране телевизора. Главной особенностью «твиксов» было то, что они совмещали в себе удобство и простоту DVD-плеера, со всеядностью и емкостью компьютера. Еще одним важным моментом была реальная обновляемость прошивок, которая добавляла плееру мультиформатности и функционала, не позволяя ему устареть из-за появления новых кодеков и форматов медиафайлов. Однако обновление прошивки не стало панацеей, ведь выход на рынок медиаплееров совпал по времени с началом эры HD-видео и HD-аудио. По этой причине производители были вынуждены достаточно интенсивно обновлять модели, чтобы они могли справляться со все более и более сложным контентом.
Один из первых на российском рынке медиаплееров TViX HD M-5100
Спустя несколько лет, когда HD-видео было уже достаточно много, в мире медиаплееров произошел сдвиг акцентов от моделей со встроенным жестким диском, к аппаратам с развитыми сетевыми возможностями. Это позволило использовать для хранения файлов сетевые хранилища, а плеер стал в буквальном смысле только лишь проигрывателем. Сейчас уже трудно встретить медиаплеер, не имеющий сетевого порта, вне зависимости от того, есть у него встроенный жесткий диск или нет, поэтому буквально к каждой модели вполне применимо понятие «сетевой медиаплеер» или «стример», как называют его наши западные коллеги (от англ. Stream – поток). Функции воспроизведения видео стали своего рода локомотивом для развития индустрии медиапроигрывателей. Спустя шесть-семь лет с момента появления первого универсального медиаплеера, на рынок вышли производители Hi-Fi техники. И их продукция получилась весьма своеобразной, отличающейся от массово производимых медиаплееров. Аудиофильские сетевые плееры работают только с музыкальными файлами. Как правило, они не имеют видеовыхода, а значит и экранного меню. Названия файлов отображаются на небольшом экране, расположенном непосредственно на корпусе устройства, либо можно управлять и считывать информацию с устройства посредством специальных приложений, устанавливаемых в планшетный компьютер или смартфон. Такое упрощение конструкции проигрывателей было сделано исключительно из соображений высокого качества звучания (видео модуль – дополнительный источник помех). По этой же причине, в аудиофильских плеерах редко можно встретить встроенный жесткий диск, присутствие которого буквально гарантирует нежелательные наводки, помехи по питанию и вибрацию, борьба с которыми существенно повышает стоимость устройства. Для улучшения звучания, блок питания, встроенный ЦАП и аналоговый выход полностью или частично заимствуются у фирменных CD-проигрывателей высокого класса, поэтому в результате мы получаем плеер, в котором можно воспроизводить медиафайлы, хранящиеся на ПК или в сетевом хранилище с настоящим Hi-Fi качеством. Стоимость таких проигрывателей может варьироваться в достаточно широких пределах от сотен до тысяч долларов, так же как у любой другой электроники класса Hi-Fi.
Один из лучших мультиформатных плееров - Dune HD Base
Помимо очевидных плюсов, вроде повышенного качества аудиотракта и дизайна, идеально гармонирующего с фирменными Hi-Fi компонентами, подобные аудиоплееры имеют и ряд недостатков, делающих их достаточно нишевым продуктом. Во-первых, почти все ныне существующие модели имеют крайне ограниченные, буквально спартанские возможности управления, совершенно нормальным считается отсутствие возможности перемотки аудиофайла. Во-вторых, их мультиформатность оказывается настолько ограниченной, так что пользователю придется подстраивать под возможности плеера свою цифровую фонотеку. Например, файлы образов диска ISO или образы диска, состоящие из одного аудиофайла и индексной карты CUE, поддерживаться не будут — такие файлы нужно будет заранее разделить на отдельные треки.
Аудиофильские плееры понимают только FLAC или несжатый WAV в качестве альтернативы. Форматы вроде WavPack или APE подлежат конвертации. Есть проблемы с поддержкой русскоязычных тегов и названий файлов, не каждый плеер способен отобразить кириллицу на своем экране. О воспроизведении дисков DAD (звуковые дорожки высокого разрешения в формате DVD-Video) и прочих специфических форматах, вроде ISO-образов, естественно, не может идти речи.
Таким образом, любитель музыки высокого качества оказывается перед выбором: приобрести недорогой медиаплеер, не обладающий аудиофильским качеством аудио выхода или купить дорогой высококлассный аудиоплеер, пожертвовав всеядностью и функционалом. Решением проблемы видится использование обычных мультимедийных проигрывателей в связке с внешним ЦАП высокого качества, подключенным посредством оптического или коаксиального SPDIF разъема. Таким образом, мы получаем удобство и всеядность, плюс качество сравнимое с аудиофильскими плеерами.
Аудиофильский сервер Olive HD4
Такая концепция вполне имеет право на существование, но с учетом целого ряда факторов. Из списка потенциальных кандидатов в медиаплееры «for Audio» сразу же следует исключить откровенно бюджетные модели, особенно малоизвестных брендов. В таких медиаплеерах качество звучания может быть невысоким по причине низкого качества реализации аппаратной части.
Как мы уже говорили ранее, единственно верный способ хранения медиафайлов — внешний сервер в виде ПК или сетевого хранилища, поскольку лишь сетевое подключение обеспечивает гальваническую развязку носителя и плеера. По этой причине стоит избегать моделей со встроенным жестким диском (или просто покупать плеер, не укомплектованный жестким диском), ну и конечно, стоит заранее отказаться от идеи использовать внешний USB или eSATA диск. Опять же по причине невозможности достаточной развязки медиаплеера и носителя. Еще один потенциальный источник помех — блок питания. В случае с массово производимыми медиаплеерами это, как правило, внешний блок, что в случае критичного подхода к качеству звука является самым лучшим решением из всех возможных. Плюс для любителей улучшать технику своими руками остается поле для маневра, в виде возможности использования более качественного аудиофильского источника питания.
К внешнему ЦАП, который в данном случае является основным ингредиентом, превращающим обычный медиаплеер в Hi-Fi аудиопроигрыватель, предъявляется одно техническое требование: он должен иметь цифровой вход такого же типа, как у медиаплеера. Подавляющее большинство внешних ЦАП класса Hi-Fi, в том числе и современные USB-ЦАП, обычно имеют оба варианта SPDIF входа - оптический и коаксиальный, однако, в некоторых моделях отсутствует оптический вход, а именно этот тип коммутации, чаще всего, используется в медиаплеерах.
Подготовлено по материалам онлайн-журнала "AVREPORT.RU", декабрь 2015 г. www.avreport.ru